Мы - сертифицированные партнеры Google
Обратный звонок

Эффект IKEA: почему покупатели полюбят ваш продукт?

Время чтения: 6 минут
19.05.17

IKEA effect – это преувеличение ценности продукта покупателем, в создании которого он непосредственно брал участие. Феномен «эффекта ИКЕИ» впервые был исследован представителями Йельского университета и Гарвардской школы бизнеса. В рамках исследования участникам предлагалось собирать мебель или делать оригами. Результат всегда был один – своя работа всегда оценивалась субъективно лучше, чем творения других участников.

Эффект ИКЕИ работает и в рыночных условиях. В 50-х годах прошлого столетия впервые в производство была запущена готовая пекарская смесь для приготовления кексов. Хозяйки ее не восприняли – это было слишком просто. Маркетологи не меняли производство – они просто сделали смесь не такой идеальной, теперь для приготовления кексов нужно было добавить яйцо. Задача стала сложнее, и продажи пошли вверх.

Сегодня в бизнесе IKEA effect ассоциируется со скандинавским брендом мебели. Одна из концепций компании – предоставлять большое количество мебели с возможностью последующей сборки. Именно в ИКЕА удалось ярче всего реализовать концепцию «что смастерил, то и полюбил».

Парадокс, но люди готовы платить больше за то, к созданию чего приложили руку. Как использовать этот феномен в веб-разработке? Рассмотрим на примере UX.

IKEA effect в дизайне

Каждый дизайнер знает, что чем больше сил и времени вложено в проект, тем больше по итогу ценится готовый результат. Увы, пользователям в большинстве случаев, все равно, как много времени вы потратили на подбор форм, цветов и оттенков. Он просто видит результат.

Казалось бы, за готовый продукт, который не требует доработок и пользовательского участия, можно попросить больше – пропорционально тому времени, который потратила на его создание команда. Но эффект ИКЕА работает иначе: пользователь ценит продукт больше тогда, когда сам участвовал в его создании.

Пример: операционная система Linux. Она сложная, запутанная, в ней очень тяжело разобраться. Но те, кто смог сделать это, уже отнесли себя к особой касте «посвященных». Даже если в ближайшее время появится такой же полностью бесплатный продукт, который не требует пользовательского участия для устранения дефектов ОС, поклонники Linux не откажутся от привычной операционной системы. Они просто многое в нее вложили.

Как реализовать идею с повышением ценности продукта в UX дизайне? Правило простое – дайте пользователям возможность совершить простое действие, которое приведет к простому результату. Проще говоря – позвольте им разбить яйцо, чтобы приготовить целый пирог.

Несколько практических примеров для UX-дизайна:

  • Разрешите пользователям на свое усмотрение менять интерфейс приложения. Это могут быть оформления чатов, расположение вкладок, цвета. Таким путем давно пошли Whatsapp, Viber, Telegram.
  • Обыграйте товар – прямо на сайте пользователь сможет кастомизировать стандартную модель. Когда-то подобный вариант был доступен на сайте Nike: каждый посетитель мог создать свой дизайн кроссовок. Стоил он в несколько раз дороже дизайнерских моделей, но за уникальной, своей парой, становились в очередь.
  • Собирайте фидбеки. На сайте разместите форму обратной связи. Но сделайте ее немного нестандартной: попросите пользователей указать недостатки продукта или самого сайта. Обязательно реализуйте максимально возможное количество разумных правок. Вы увидите те стороны продукта, который не замечали раньше. Клиенты обязательно увидят влияние своего отзыва и оценят продукт гораздо выше.

Пробуйте: эффект ИКЕА – один из самых мощных инструментов нейромаркетинга. Его плюс в том, что вы тратите мало, а получаете огромную прибыль в виде лояльных клиентов и повышения ценности продукта в их глазах.

Появились вопросы ?

У нас есть ответы

Любые вопросы относительно нашей деятельности и предлагаемых продуктов мы с радостью обсудим в теплой атмосфере. Мы будем рады вам и вашим вопросам, задачам, проектам.

Обсудить проект

ОБСУДИМ ПРОЕКТ?

заполните ваши контактные
данные, мы вам перезвоним и уточним все детали

Это поле обязательное для заполнения

Некорректный ввод

Это поле обязательное для заполнения

Некорректный ввод

данные не передаются 3-м лицам

заполните ваши контактные
данные, мы вам перезвоним

Это поле обязательное для заполнения

Некорректный ввод

Это поле обязательное для заполнения

Некорректный ввод

данные не передаются 3-м лицам